Интервью с известным исполнителем и музыкантом, лидером группы «Альфа».
(«Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», № 2, 2012)
В данном интервью с известным исполнителем и музыкантом, лидером группы «Альфа» Сергеем Сарычевым тема авторских прав затронута не случайно. Российский музыкант, проживший в Америке почти двадцать лет, знает эту проблему не понаслышке, а, что называется, изнутри, и может рассказать о ней много интересного. В интервью Сергей делится своим опытом и примерами того, как решаются вопросы авторских прав в Америке и в России.
Сергей Сарычев – советский и российский рок-музыкант, композитор, певец, мультиинструменталист, основатель и лидер легендарной в СССР рок-группы «Альфа». Автор и исполнитель хитов «Я сделан из такого вещества», «Театр», «Звезды нам светят в ночи», «Зеркало-река», «Цунами» и др. А такие песни, как «Гуляка» (на стихи Сергея Есенина) и «Крутится волчок», за короткое время стали настолько популярны, что услышать их можно было повсюду – в каждом ресторане, на танцах… как говорится, «звучали из всех нагревательных приборов». Сейчас Сергей проживает в США, недалеко от Лос-Анджелеса, сотрудничает с американскими кинокомпаниями и молодыми музыкантами (в основном – детьми русских эмигрантов). Одним словом, не перестает заниматься любимым делом – музыкой. Любопытное совпадение: Сергей родился 26 апреля. А ведь именно в этот день весь мир празднует Международный день интеллектуальной собственности.
– Сергей, обсуждая проблему авторских прав, создается впечатление, что в Америке с этим уже давно все обстоит благополучно. Это так?
– Вообще проблемы авторских прав существовали и существуют во всех странах мира. Люди часто присваивают себе чужие произведения, из-за чего бывает много спорных судов, Например, не так давно был случай, когда какие-то ребята, кажется, из Филадельфии, написали песни для Бритни Спирс и послали их ей. Песни Бритни понравились, и они вышли у нее на пластинке. Но эти ребята просто обалдели, когдаувидели на диске не свои имена, а какие-то шведские фамилии. Скандал был большой и, разумеется, был суд… Вообще песни воруют друг у друга очень часто, и подобные проблемы возникают у многих артистов. Люди при больших деньгах, считают, что если они что-то себе присвоят, то их адвокаты сделают все, чтобы они не сели в тюрьму. Ну, подумаешь, своровали, украли! Господи, в крайнем случае, откупимся парой миллионов! Хотя при этом те, кто украл, зарабатывают на этих песнях денег намного больше. Плюс имя, конечно же.
– Поскольку тема авторских прав, как я понял, вас волнует очень сильно, значит, и вы тоже когда-то от этого пострадали. Так?
– От этого в разное время пострадали многие композиторы. И еще многие будут страдать. Ведь важно не только принимать соответствующие законы, но и обеспечить их реальное исполнение. Поскольку соответствующая статья в Уголовном кодексе есть, она должна работать, и за этим должны следить силовые структуры.
В Америке за соблюдением авторских прав следит компания FBI Anti-Piracy Warrant. И если кто-либо незаконно скопировал на DVD фильм, его либо оштрафуют на 250 000 долларов, либо посадят в тюрьму на пять лет. Если в каком-то магазине обнаружат «левый» продукт без лицензии на продажу, то офис сразу арестовывается до суда, и его хозяевам зачастую приходится продавать свой бизнес, чтобы выплатить этот огромный штраф. Поэтому в Америке никто не хочет с этим связываться. Почему FBI AntiPiracy Warrant все слушаются? Потому что это вооруженная организация. Вот так решаются проблемы по авторским правам в Америке.
– Сергей, в России вы не были почти двадцать лет. В курсе ли вы, как сегодня обстоят дела у нас?
– Слава богу, в России сегодня все узаконивается. Это уже не 1991 год, когда во всем был страшнейший развал, – старая система уже не работала, а новая еще не работала. Тогда все приходилось строить по-новому. И организация ВААП, которая позже пере именовалась в РАО, еще работала по-старинке. Но денег тогда она практически не зарабатывала, потому что никто никаких денег не платил. Тогда авторские права существовали только на бумаге, люди не боялись судов. Люди ведь чего боятся? Когда к ним приезжают «тяжелые» силовики в масках, кладут всех на пол и арестовывают нелегальную продукцию. Но с дисками же этого никто не делал. Ну, приезжала пара милиционеров, устраивалась облава в киосках, но дальше все продолжалось по-старому… Сегодня в РАО имеются точно такие же документы, как, например, в американском ASCAP. Сегодня РАО отслеживает права американских авторов и производит за них отчисления в ASCAP, а ASCAP в свою очередь отслеживает исполнения произведений русских авторов в Америке и выплачивает за них отчисления в РАО. И наше государство курирует РАО, дает большие деньги за то, чтобы авторские права охранялись и соблюдались в правильной мере. Почему? Авторские права распространяются ведь не только на музыку, литературу и другие виды искусства, но еще и на научные, медицинские и технологические разработки. И если за этим не следить, ученые будут думать: «Ради чего мне десятилетиями корпеть за какими-то изобретениями или разработками, делать сложные лабораторные анализы? Чтобы потом их кто-то у меня украл и выдал за свое? А жена в это время меня будет пилить: ну, что ты все время просиживаешь за компьютером? Сходил бы лучше на станцию вагоны поразгружал, денег бы домой принес».
В Америке же любая идея регистрируется, там за идею хорошо платят. А деньги под идею – это уже другая тема. Тебе за твою идею банки могут дать денег. Приходишь в банк и говоришь: «Мне за эту идею нужно двадцать миллионов долларов». Там тебе говорят: «Нет проблем! Но сначала сходи в отдел по маркетингу, там тебе специалистывычислят ценность твоей идеи. Может, твоя идея стоит всего десять миллионов, и тогда двадцать мы уже никак не дадим». Вот так все работает сегодня в Америке.
– Вернемся к шоу-бизнесу. Какие вы видите сегодня главные проблемы по авторским правам в России?
– Основная проблема – отсутствие силовой структуры, которая смогла бы реально охранять авторские права. Пока в России не появится организация наподобие американской FBI Anti-Piracy Warrant, не получится ничего! Нужна серьезная военная организация, которая будет исполнительной силовой структурой. Ведь когда грузовик везет товар без накладных, как поступает наша милиция? Ониже не церемонятся: грузовик в сторону – и начинают разбираться. А с музыкой никто с автоматами не разбирается. В крайнем случае, в киоске спросят документы, продавец предъявит лицензию РАО на продажу двух тысяч пластинок. А сколько они продадут на самом деле – две тысячи или двадцать тысяч – проконтролировать никто не может. То, что происходит сейчас в Интернете с незаконным скачиванием контента музыки, кинофильмов, не поддается никаким комментариям. Наберите в любом поисковике слово «скачать» и увидите самый популярный запрос – «скачать бесплатно». Но давайте спросим себя: мы готовы ходить на работу бесплатно? И каждый ответит: нет. Так почему композитор должен работать бесплатно? То есть сегодня в России нужно самому выстраивать себе систему защиты, иначе говоря – исполнять функцию государства.
– Да, но сегодня продажи компакт-дисков сильно упали.
– Еще раз объясняю: это из-за пиратства. Давайте вернемся в 70–80-е годы. Тогда и время было другое, и люди другие, и экономика другая, и компьютерных технологий не было. Фирма «Мелодия» выпускала огромные тиражи пластинок. У пластинки Тухманова «По волне моей памяти» был тираж четыре миллиона! У фирмы «Мелодия» магазины были в каждом городе, их было больше тысячи. Деньги с продаж куда шли? Не в чьи-то карманы, а государству и Министерству культуры. А Министерство культуры тратило эти деньги на строительство новых музыкальных училищ и консерваторий. Сейчас же государству от продаж дисков толку нет никакого, потому что эти деньги оседают в чьих-то карманах. Мы сегодня не можем послать в другие страны артиста зарабатывать валюту, как когда-то со всего мира зарабатывала ее для своей страны шведская группа ABBA. И в Германии их группа Rammstein, поющая на родном немецком языке, зарабатывает деньги по всему миру. А у нас таких исполнителей нет, потому что мы этим бизнесом не занимаемся. Серьезный бизнес требует финансовых вложений и такой же финансовой отдачи, только тогда все будет на высоком профессиональном уровне. А люди как рассуждают: «Зачем нам идти в музыку, если там нет денег, если там воруются наши песни?» Потому что не работает авторское право. В Америке это целая индустрия. Музыка и кино являются очень большим сектором американской экономики, и Америка без шоу-бизнеса обойтись не может никак.
– Получается, что у нас артистам невыгодно заниматься шоу-бизнесом, потому что есть пиратство, которое должно пресекаться государством. А государству невыгодно заниматься шоу-бизнесом, потому что оно ничего с него не получает. Где же следует разорвать этот замкнутый круг?
– Пиратство – это воровство. Пираты не отчитываются перед государством и не платят ему налогов. Если все будут скрывать свои налоги, то на какие деньги президент будет содержать армию, милицию, пожарных, медицину?
– Логично, если сначала наше правительство выделит бюджет, с помощью которого оно все в шоу-бизнесе наладит. А уже потом будет получать с шоу-бизнеса деньги.
– А государство уже выделяло достаточное количество денег для РАО, чтобы те во всем разобрались.
– Ну и как, разобрались?
– Частично. На сегодня РАО все равно остается пассивным сборщиком гонораров, защищать права авто ров они не готовы.
– А что вы думаете насчет платных ротаций песен на нашем телевидении и радио?
– Здесь вот что получается. В России русской музыки покупают намного больше, чем зарубежной. И во Франции американскую музыку слушают мало. И в Китае тоже американскую музыку мало кто слушает. Это очень хорошо, когда каждая страна живет своей культурой. Но у меня всегда возникает вопрос: почему на нашем русском телевидении мы крутим американцев и англичан как лучшее, а значит, бесплатно, а наших новых исполнителей мы всегда крутим за деньги? Где вы видели, чтобы в Америке американцев крутили за деньги, а русских показывали бесплатно как эталон? За что мы американцев навязываем русским людям бесплатно, а своих показываем за деньги?
– Ответ, наверное, таков. Человек держит частный телеканал, чтобы делать на этом свой бизнес. Западными звездами он телезрителей к своему телеканалу привлекает, исправно отчисляя им за это авторские гонорары, а на наших, взимая с них за эфиры деньги, зарабатывает. Он же не сможет брать деньги за показ клипа, например, Пола Маккартни. А повышение культурного уровня своей родной страны в его цели просто не входит.
– Значит, Пол Маккартни свои деньги получил, а русские, наоборот, свои деньги принесли? Ха-ха-ха.
– Я слышал, что сегодня некоторые телеканалы крутят песни наших артистов официально на правах рекламы.
– В Америке вы ни на одной радиостанции не имеете права дать деньги, вас за это посадят. Это считается взяткой. Вот ролик про кока-колу, в котором поет какой-нибудь певец, которому заплатила «Кока-кола», – это законная реклама. Возможен также короткий рекламный ролик какого-нибудь музыканта с текстом наподобие: «с завтрашнего дня мой новый альбом уже в продаже». Но чтобы пропагандировать свой талант, приносить своюпесню на музыкальную станцию и при этом платить за ее прокрутку, – это не идет ни в какие рамки! Это позор! И за это посадят и артиста, и того, кто держит такую радиостанцию. Да, однажды в Америке был такой случай, когда одна группа присылала на радио станцию свои диски, в которые были вложены пакетики с кокаином. И сотрудники радиостанции, когда получали с дисками кокаин, крутили у себя эту группу с утра до вечера. Но их все равно поймали и посадили в тюрьму. Единственной причиной отказа может быть отговорка типа «вы знаете, у нас сейчас очень много других артистов, все не вмещаются». А на самом деле это будет означать лишь то, что исполнитель принес слишком слабую песню, и она на радио не понравилась.
– И сегодня в Америке нет никаких лазеек для попадания на радио?
– Был случай, когда жена одного кантри-певца работала редактором на радио и, естественно, своего мужа она крутила чаще других. Связи в шоу-бизнесе ведь всегда очень важны. Еще бывает, когда радиодиджей просто фанатеет от определенного артиста, и он будет крутить его музыку чаще остальных. И такое тоже бывает. А вот проплачивают ли эфиры своим артистам такие крупные компании, как Sonyили Universal, мы можем только догадываться. Да, рекорд-компании могут с радиостанциями как-то договориться. Но ни в коем случае это не должна быть прямая взятка артиста, который бегает со своей фонограммой и не знает, кому дать денег. И на всех радиостанциях ему охотно объявляют самые разные суммы. Другими словами, российский шоу-бизнес устроен в очень уродливой форме. Коррупция и взятки не дают возможности России выдвинуться вперед. Мы должны закрыть коррупцию! Бизнес должен быть легальным, прозрачным. И еще надо ликвидировать монополию. У нас же на телевидении самая настоящая монополия! И именно она не дает возможности нормально развиваться нашему шоу-бизнесу. А ведь Россия всегда была богата талантами. В нашей стране могла бы быть огромная музыкальная индустрия. Смотрите, произведения русских композиторов, творивших не только до революции, но и после, звучат во всем мире. И эстрада наша не может быть слабой. Но у нас платят за эфиры именно те, кто самый бездарный. Они платят за свою бездарность! Способным же ребятам просто стыдно ходить и предлагать свой талант, да еще деньги за него платить. Талантливым артистам стыдно участвовать в этом позорном забеге под названием «российский шоу-бизнес». Ведь не секрет, что музыкальные редакторы телевидения являются очень богатыми людьми. А это нужно срочно прекращать!
– Сегодня в России самые рейтинговые телеканалы – государственные. При этом все знают, что их редакторы обогащаются за счет взяток и поборов с артистов. Так почему же первые лица государства держат таких редакторов чуть ли не десятилетиями? Почему не выгоняют их?
– Ну, поменяют шило на мыло, и что изменится? Государственный закон об авторском праве не имеет силы. У него нет силовой защиты, какая есть у FBI Anti-Piracy Warrant в Америке. Ведь единственное, чего боятся люди, – это оружия.
– Так что же нам все-таки делать с этими музыкальными редакторами?
– Статью за взятку, как я понимаю, никто же не отменял. А взятки существуют, потому что артисты не выдают этих людей. Почему? Да потому что в таком случае многие из них тогда не попадут на телевидение вообще, и они как артисты просто исчезнут. Если ты в «ящике», ты звезда, а если тебя в «ящике» нет, ты вообще никто. В этом тоже проблема. Поэтому артисты и пользуются «платным ящиком», но такой «ящик» не дает никакой экономической прибыли стране. К примеру: артист выступил на корпоративе, заработал денег, скрыл налоги, – корпоратив же никак не проконтролируешь. Потом артист дал взятку на телевидении. И получается, что артист не дает государству никакого дохода. И с продаж дисков государство тоже ничего не имеет. И Министерству культуры просто неоткуда взять денег. Ему не на что построить новые музыкальные школы и консерватории. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, нужна официальная силовая структура. Для начала нужно организовать специальный отдел хотя бы в Москве, потом все распространится и на другие города. И вот когда будет наведен порядок, тогда мы снова можем продавать пластинки миллионными тиражами, а не тысячными, как сейчас. Талантливых исполнителей в России очень много. При этом все, включая государство, смогут нормально зарабатывать. Если мы хотим построить демократическое общество, мы обязаны охранять нашу интеллектуальную собственность. У нас самая умная, самая начитанная нация. Наш народ и музыкально очень талантливый, и технически образованный, другой такой страны в мире не найдешь! Но самое главное – надо остановить воровство, причем не только в сфере авторских прав, а везде. В Китае удалось остановить воровство только карательными методами, и теперь там все четко работает. Воровство – это самый страшный бич нашей страны. Каждый человек должен наконец-то уяснить, что нельзя брать чужого. Раньше ведь такого у нас не было. Мы протягивали руку помощи любому, при этом деньги никакой роли не играли вообще. Вот когда общество начнет снова жить так же, тогда наша страна заживет хорошо. А до тех пор, пока мы будем смотреть только в свой карман и жить по принципу «моя хата с краю», у нас не получится ничего. Мы не построим ни высокоразвитого общества, ни демократического государства.
– Сергей, скажите, если бы ответственную должность для наведения порядка в России предложили лично вам, вы бы согласились или отказались?
– Ммм… Наверное, согласился бы. Но для этого одного меня мало, нужна, конечно же, целая команда.
Беседовал Николай Фандеев
Источник: Журнал «Интеллектуальная собственность»