C 2006 года в России проводятся бас-гитарные фестивали «BazzDay». Собственно, в Европе и США подобные фестивали организуются уже лет десять, собирая профессионалов самого высокого уровня. В нашей стране мода на бас-фэсты такого уровня еще только «приживается». Для этого в рамках «BazzDay» в московском клубе «Олимпиада-80″ периодически проходят так называемые «BazzMasters» – мастер-классы известных и лучших басистов.
3 ноября в уютном зале клуба проходил мастер-класс Федора Васильева, в разное время игравшего в составе таких известных команд, как «Kruiz», «Черный кофе» «Белый орел», «Ночные снайперы», Gaina ,»TREK», «Хор Турецкого», работавшего с Александром Малининым.
Мастер-класс начался с небольшим опозданием. Как выяснилось, музыканты несколько часов простояли в пробке.
Публика в зале собралась особенная – это вам не бешеные фанаты, а серьезные музыканты: начинающие и профессиональные, которые пришли научиться чему-то, задать свои вопросы. И это чувствовалось сразу – настолько серьезная, и вместе с тем, доброжелательная атмосфера была в зале. Думается, музыканту особенно нелегко проводить мастер-класс перед такой аудиторией – нужно быть максимально подготовленным и сконцентрированным, чтобы показать свои «фишки» и находки, а потом объяснить их доступно и просто.
Федор Васильев окончил РАМ им.Гнесиных, профессионально работал бас-гитаристом в известных командах, много лет обучает молодых музыкантов. Весь этот опыт, конечно, помогает провести мастер-класс на высоком уровне. Собственно, для зрителей так оно и было: Федор и помогавшие ему друзья-музыканты – вокалист Владимир Котов, а так же гитарист Иван Иволга и барабанщик Дмитрий Горелов (группа «Ночные Снайперы») сыграли отличную программу.
Но, как оказалось, сами музыканты были совсем иного мнения о своем выступлении. Об этом рассказал Федор Васильев в интервью.
Драйв: Что вы ожидали от этого мастер-класса?
Федор: Все, что угодно, вот только не этого ощущения в душе, как сейчас. Понятно, что причина объективна: весь город стоял, с Белорусской ехали на машине 4 часа с кучей инструментов и оборудования. Выехали в 16 часов, а концерт – в 21. И все-равно опоздали. Нормально, да? В результате, мы не успели провести саундчек и на мастер-классе в первый раз увидели аппаратуру этого зала. Словом, попали в капкан, деваться было просто некуда.
Драйв: Но все-таки, вы же как-то выкрутились?
Федор: Как выкрутились? Это называется » Все сдали кровь» просто, вот и все. То есть, о музицировании приходилось думать меньше всего – мы старались хоть что-то донести до зрителя.
Хотя это ситуация не первая и не последняя, они бывают. Просто всегда хочется сделать одно, а получается, как всегда ))
Драйв: Несмотря на это, люди очень живо реагировали, задавали вопросы, аплодировали…
Федор: Если бы все звучало так, как мы планировали – вы не поверите – вопросов бы не было вообще. Дело в том, что мы проверили программу на своих друзьях и знакомых. На репетицию приходили люди, которые тысячу лет нас знают: как мы играем, чем мы занимаемся. После окончания одной из пьес у слушателей просто «отпала челюсть». Планировалась такая же реакция у зрителей.
Но все же, радует, что слушатели, как Вы и сами видели, остались очень довольны – это главное!
Драйв: Вы часто проводите мастер-классы?
Федор: Первый раз в жизни!
Драйв: И как ощущения, если сравнить с концертом?
Федор: Концерт-концертом, а мастер-класс – мастер-классом. Жалко, что (повторюсь) не получилось воплотить все, что хотелось. У нас бы получилось лучше, если бы была возможность попасть сюда пораньше и просто отстроиться.
Драйв: На мастер-классе вы играли на разных бас-гитарах. У Вас целая коллекция инструментов?
Федор: С инструментами у меня все хорошо. Есть Pedulla MVP Signature fretless 5 String Bass – пятиструнный безладовый инструмент, Warwick Bass THUMB Master Tune (1986), Variax Bass 700 и 705 Modeling Bass guitar. Есть совершенно топовый инструмент – «Alembic»-Custom Rogue 5-Strings. Я даже не буду о нем говорить, кому интересно, может забраться на сайт Alembic и посмотреть, сколько стоят эти инструменты. Есть пятиструнный «Lakland LH-3″ – настоящий «американец», есть акустический бас. С инструментарием к кризису я подготовился
Драйв: А как Вы выбираете, с чем пойдете на концерт?
Федор: Это зависит от жанристики. Скажем, играть рок-музыку на безладовой Педулле – это надо рискнуть Но это с одной стороны. А с другой – вы знаете, есть такая волшебная группа Primus,где играет бас-гитарист Лес Клэйпул – он же её отец-основатель. Он играет альтернативную рок-музыку, в том числе, и на безладовых бас-гитарах просто фантастически!!! И это ему не мешает нисколько. А ко мне этот инструмент попал совсем недавно. Более того, я давно хотел именно такой инструмент – и производителя, и модель.
Драйв: На мастер-классе Вы сказали, что хотели бы по-настоящему освоить и этот инструмент. Что вам помогает в этом? Видео-школы?
Федор: Да, конечно. Школы я просматриваю регулярно, разные. Последняя школа была Джефа Берлина – это просто феерический бас-гитарист, виртуоз с большой буквы, который не играет рок-музыку, кстати говоря. Я просматриваю эти школы не для того, чтобы освоить то, чему там учат. Мне интересен всегда мыслительный процесс – как музыкант до этого дошел. Важно понимать, как мыслит мастер (Вутон – профи в одном, Берлин – в другом, Карон – в третьем). Мне интересно использовать не их фишки и приемы, а способы их мышления для того, чтобы разбираться со своими фишками и своими приемами.
Драйв: Были ли Вы эндорсером какой-нибудь компании?
Федор: Я был эндорсером компаний «Trace Elliot» (бас-гитарные усилители и аккустика)и «Warwick» (бас-гитары).Это было давно, когда мы работали еще в западной Германии. Дело в том, что – быть эндорсером здорово, пока ты молодой и у тебя нет денег ни шиша, а хочется играть на приличных инструментах и получать такие инструменты в пользование – это всегда клево и приятно. Правда, для этого нужно уже уметь хорошо играть ))))
Драйв: А что, инструменты дают:)?
Федор: Эндорсеру?!
Если ты становишься эндорсером, тебе организация обязательно предоставляет бесплатно инструмент или несколько, как это было со мной. Я бы и сейчас с удовольствием стал эндорсером, только теперь мне это будет интересно, если организация изготовит мне тот инструмент, который хочу я. Мы сегодня уже говорили, что у меня есть по этому поводу совершенно конкретный, четкий сформулированный план и конструкция инструмента. Выносить на интервью его я пока не буду.
Иван Иволга: Самое главное, у этого инструмента будет светящийся гриф:).
Федор: Да, вы напрасно смеетесь! Я вот в очках на сцене не вижу ни шиша. Слава Богу, сегодня я вышел с волосами в хвосте. А когда длинные волосы, яркий сценический свет, да еще надо двигаться – а рок-музыка подразумевает, что человек должен как-то двигаться, а не стоять столбом – гриф совсем не видно! А я хочу, чтобы мне его было видно очень хорошо.
Драйв: Вы обучаете музыкантов игре на бас-гитаре. Много у вас талантливых учеников?
Федор: Я даже не знаю, тут надо категорию «измерения» таланта. Те люди, которые хотели, занимаясь у меня, поступить в специальные учебные заведения, не имея за плечами музыкальной школы – поступают. Так что – хватает
Драйв: Ваше отношение к импровизации?
Федор: Мое отношение к импровизации – положительное – это первое. Второе – я в абсолютно спонтанную импровизацию верю не очень.
Драйв: Даже если музыкант высокого класса?
Федор: Это неважно. Дело в том, что если я – музыкант, я могу спонтанно сыграть лучше, а могу – хуже. Понятно, что совсем плохо я не сыграю – это все равно всем будет нравиться. А дело в том, что нужно показывать свое ремесло (а музыкант – хоть и творческий человек, но ремесленник) с наилучшей точки зрения. Нужно быть все время готовым к высшему на данный момент проявлению своих возможностей и показывать это людям.
Драйв: А если просто импровизировать на какую-то тему?
Федор: Это баловство. Зритель может и не понимать этого. Я, слышу сразу – «на шару» человек играет или нет. «На шару» – это когда человек вышел и навалял непонятно, чего.
Так вот, что такое импровизация: это когда музыкант заранее должен придумать музыкальный отрывок, подготовить его блестяще и с этим выходить на сцену.
Импровизация – это не игра «на шару» – вот мой основной тезис. Нельзя вот так выйти на сцену, а в голове пусто. Еще, по-моему, Бах сказал, что импровизация – это высшее проявление мастерства. Человек, играющий «на шару» во мне вызывает чувство жалости.
Импровизирующий человек в момент, когда он выражает на инструменте свои эмоции, является композитором. Он творец. Но «шара» и творец – это божий дар и яичница.
Драйв:Есть ли у вас такие ученики, которые могут по-настоящему импровизировать?
Федор: конечно.
Драйв: Вы их этому учите?
Федор: Я не понимаю, как можно научить человека импровизации. Можно что-то показать и подтолкнуть человека, чтобы он импровизировал «правильно»- объяснить теорию и т.д. Существует даже такой предмет – «Теория импровизации». Но, согласитесь, не все окончившие курс композиции становятся композиторами.
Можно было еще долго и интересно говорить с Федором о музыке – тем более, что беседу поддержали Иван Иволга и Дмитрий Горелов. Но время неумолимо приближалось к закрытию метро, и пришлось перенести наше общение на следующий раз.
Кстати, Федор собирается организовать новый творческий проект, о котором, надеюсь, и будет подробнее рассказано в нашем следующем интервью.
Ольга Сластикова (для журнала ДРАЙВ)
23 декабря 2009 г.