Не так давно на нашем сайте было опубликовано интервью с известным гитаристом-виртуозом Валерием Гаиной, одним из основателей культовой группы 80-х годов «Круиз». В сегодняшнем интервью вы познакомитесь со вторым участником упомянутого коллектива — бас-гитаристом Федором Васильевым, широко известным также по работе с группой «Черный Кофе».
Редакция сайта Guitar Studio благодарит компанию BudgetNet, ее Генерального директора Владимира Жулего и Олега Павлова за помощь в организации интервью, а также сайт группы Круиз за предоставление фотоматериалов. Ну и, конечно, самого Федора, любезно согласившегося ответить на вопросы наших читателей.
Времена «Круиза» времен Гаина-Федоров-Васильев, к сожалению, безвозвратно прошли. Что было у Вас потом? (Игорь)
Федор Васильев: Ну, во-первых, времена не прошли, как бы этого кому-то не хотелось. Во-вторых, трио Гаина-Федоров-Васильев никогда не существовало, а было Гаина-Ефимов-Васильев. Очевидно, ошибка вкралась из-за книги «Рок в нескольких лицах», изданной еще при советской власти. Автором был некто по фамилии Федоров. Кстати, для первого такого издания, книга получилась не самая плохая и мне льстит, что автор причислил меня к своим однофамильцам. Но должен его разочаровать и указать на его ошибку — меня зовут Федор Васильев, а не Василий Федоров. До сих пор не могу понять, откуда он собирал печатный материал, но фотографии в книге все-таки есть хорошие. Я имею в виду не только «Круиз».
А потом был небольшой промежуток времени, когда я поиграл в сольном проекте Валеры (Гаины — прим. редакции) «Gain». Потом — запись альбома Golden Lady («Черный Кофе») и концертная работа с Димой Варшавским. Потом была различная работа, никак не связанная с моей исполнительской деятельностью (но, естественно, имеющая отношение к музыке). Потом — снова «Черный Кофе», участие в записи рок-диптиха «Слово и Дело» (автор Павел Смеян). После этого — концертная и студийная работа с проектом «Белый Орел», с которым я благополучно закончил сотрудничество как музыкант на сцене в декабре 2000 года.
Сейчас я снова работаю с Димой Варшавским в «Черном Кофе». Иногда пишу сессии в студиях для некоторых популярных коллективов и исполнителей.
Привет! Тебя так долго не было слышно. Расскажи, чем ты занимался, после того как Валерий уехал заграницу, чем занимаешься сейчас? (Михаил)
ФВ: Полагаю, что частично ответил на этот вопрос, а сейчас я занимаюсь музыкой и помогаю другим бас-гитаристам в более полном понимании, что же это за такой загадочный инструмент (если у них такие вопросы возникают и есть желание получить на них ответы).
Привет, Федор! Увидел тут выступление группы «Белый орел». Это действительно был ты или я ошибся? Если это ты, то расскажи о мотивах сотрудничества. (Михаил)
ФВ: Как я уже ответил выше — да, возможно это был я. Но уже больше года я не работаю на сцене с «Белым Орлом», видимо показывали старую запись.
Мотивы абсолютно банальные. Первый — это то, что в тот момент времени у меня не было никакой концертной работы, а я очень люблю работать на сцене. Да и музыканты в том составе были, мягко говоря, неплохие. Гитарист — К.Веретенников, барабаны — А.Абрамов, и все остальные «на уровне». Плюс возможность получения каких-то денег, хотя как раз с этим как-то не сложилось… А вот что было действительно приятно, так это то, что после концертов ко мне подходило очень много народу и задавали приблизительно те же самые вопросы, на которые я сейчас отвечаю, а не по поводу «Белого Орла».
Какое слово может выразить Ваше представление об идеальном бас-гитарном саунде? (Karabass)
ФВ: …Слово, к сожалению, непечатное (если я правильно понял вопрос). Встречный вопрос — угадайте с трех раз, какое?
Ваш любимый инструмент? (Karabass)
ФВ: Хороший вопрос («хи-хи» два раза). Бас-гитара. Если серьезно, это те два инструмента от немецкой организации под названием WARWICK, которые я сейчас использую. Оба инструмента — модель THUMB, четырех- и пятиструнные инструменты.
Есть еще организация под названием ALEMBIC — тоже делают «ломовые» инструменты.
Случалось ли разочаровываться в широко разрекламированном музыкальном оборудовании или инструментах при более близком знакомстве с ними? Самое большое разочарование? И наоборот — самая большая приятная неожиданность? (Karabass)
ФВ: Разочарование — все те же WARWICK. Они начали выпускать дешевую линейку инструментов — это КОШМАР!!! Ничего общего с их нормальными инструментами не имеют. Не покупайте эти дешевые «бревна»!
А приятная неожиданность — это как раз ALEMBIC, который всегда славился своей, как бы это сказать помягче, «дубинистостью». Если кто-то когда-нибудь имел инструмент под названием MUZIMA, понимает о чем я говорю. Так вот, ALEMBIC’и были еще «дубинистее», я имею в виду гриф. Мне вообще непонятно, какого размера нужно иметь руки, чтобы на нем можно было играть. И вот не так давно в мое поле зрения попал один инструмент от ALEMBIC, который можно смело назвать вершиной бас-гитарного производства. Кстати, он находится очень близко по удобствам к моему четырехструнному WARWICK, и звук и все, все, все… Но цена! Знаете, сколько стоит самолет? Так вот, этот инструмент стоит как самолет-стэлс. И еще — тоже не так давно в одном из музыкальных салонов Москвы мне попался один инструмент корейской фирмы CORT. Wow! Очень недурственный… Рекомендую.
Здравствуйте, Федор! Я достаточно хорошо изучил стиль вашей игры (пример — диск «Круиз-1» заезжен до дыр) и как бас-гитарист сам понимаю, что для хорошего звука баса нужна недюжая сила рук плюс скорость. Однако, хотелось бы узнать: часто ли Вы при записи используете компрессор, и самое главное — как Вы относитесь к приему звукоизвлечения с помощью медиатора? (Алексей)
ФВ: И при записи в студии, и на концертной площадке бас-гитаристу нужно пользоваться компрессором. Опять-таки весь вопрос, каким и как. Просто для сцены нужно одно, а для студии другое. Я знаю, что просто туча дешевых и непрофессиональных обработок (в том числе и компрессоры) подмочило репутацию необходимых эффектов для работы бас-гитаристов. И вся проблема в работе с плохим компрессом заключается в том, что он просто «душит» всю динамику игры и порой превращает вашу игру в сплошной гул, где невозможно разобрать вообще ничего. Поэтому я использую (и всем тоже советую) двухполосный компрессор, который отдельно компрессирует низкую и высокую полосу звучания вашего инструмента. Плюс, как правило, в таких приборах существует еще и ручка баланса, которая смещает общий спектр звучания в нужную тесситуру вверх или вниз — это зависит от того, что вы играете и как.
Федор, я восхишен вашей игрой в группах «КРУИЗ» и «ЧЕРНЫЙ КОФЕ» и хотел бы задать два вопроса:
1. Какую технику игры на басу вы применяете в основном — медиатор или пальцы?
2. Какую аппаратуру (усилители, примочки, колонки) Вы применяли, чтобы добиться такого звука во времена группы «КРУИЗ»? (Денис)
ФВ: Ну, во-первых, на бас-гитаре нужно уметь играть и пальцами и медиатором. Не делайте для себя каких-либо ограничений. Где-то нужно играть медиатором, где-то пальцами. И я не могу выделить отдельно, какую технику игры я предпочитаю. Все зависит от тех задач, которые стоят передо мной в той или иной песне, группе.
Говоря об аппаратуре, я, собственно говоря, и сейчас использую тот же самый набор «хитростей». Первое — это, конечно, достойный инструмент и струны, которые должны быть в состоянии «стояния», то есть я не могу играть на струнах, которые стоят на инструменте больше одного месяца. При активных занятиях самые «долгоиграющие» струны у меня дольше не выдерживают. Они перестают «строить», полнота звучания пропадает, — в общем, изнашиваются. Я помню, когда был еще студентом и денег было не так много, как хотелось бы, меня научили старые струны варить в соде. Знаете, помогает. Правда, очень ненадолго.
Усилитель английского производства «TRACE ELLIOT». Это тоже «старая любовь». Я считаю, что они сделали наиболее универсальный усилительный комплекс, который может удовлетворить самого капризного исполнителя и годится для любой музыки, начиная от самого сумасшедшего рока до любого из музыкальных направлений.
Во-первых, в нем два предварительных усилителя — ламповый и транзисторный. И вы, по своему желанию, можете использовать либо один, либо другой. И плюс существует ручечка, которая позволяет вам плавно замешивать эти преампы. Эффект обалденный!
15-полосный EQ, который я обычно не использую, но вещь чрезвычайно полезная.
Опять же, тот самый пресловутый двухполосный компрессор и т.д. и т.п… Я об этом могу роман написать…
И еще маленькая коробочка, которую, наверное, видели на сцене те, кто приходит на концерты. Лет 12 тому назад, находясь в поисках оригинального звука, мне предложили изготовить на заказ эффект, который имитирует ламповые искажения. И вот после долгих изысканий я получил то, что… получил. Мне нравится!
А колонки — знаете, для меня это не так важно. Главное, чтобы динамики были 15-дюймовые, и они дожили до конца концерта, а не взорвались на второй песне.
Федор, как ты думаешь, что такое рифф? И долго ли человечество собирается на нём висеть? (Andy)
ФВ: Это что — вопрос на засыпку? Ну, не знаю. Рифф — это, наверное, такое короткое ритмико-музыкальное предложение. Или Вы про коралловые рифы, за которые кто-то зацепился трусами и мнит себя всем человечеством, при этом ничего не делая, для того чтобы отцепиться? (Шутка). А использование риффов в музыке, я думаю, надолго. Это ведь смесь музыки и ритма, не претендующая на все произведение, зато как много зависит от риффа. Ну, к примеру, выбросите гитарный рифф из «Smoke On The Water» и чего там останется? Нет — ну останется, конечно, что-то, но… сами понимаете.
Федор, здравствуйте! Вы начинали в ВЫСОКОпрофессиональной, с любой точки зрения, группе «Круиз», что не могло не отразиться на Вас, как на Музыканте. Помимо «Черного Кофе» у Вас есть сегодня работа с другими исполнителями? (Игорь)
ФВ: Начинал-то не с «Круиза», а как раз с «Черного Кофе». Группа была создана, когда мы с Димой Варшавским учились в Гнесинке, а до «Черного Кофе» была куча команд, в которых я играл и начало-то, может быть, стоит считать оттуда.
А с другими исполнителями — да, конечно. Меня приглашают, как студийного музыканта.
Федор, скажите пожалуйста, играя, наверное, c самым виртуозным советским (да и пост-советским) рок-гитаристом Гаиной, не было желания как-то посоревноваться с ним и сделать бас чем-то большим, нежели просто фундамент для Валерия? Несмотря на то, что основная функция бас-гитары все-таки аккомпанемент, база вместе с ударными для гитары (имею в виду конкретно хэви-метал), некоторым мастерам бас-гитары в этом стиле все-таки удавалось выйти далеко за эти рамки. Взять, например, Харриса или Ди Майо. (Константин)
ФВ: Если Вы были на концертах «Круиза», (да и сейчас на «Черном Кофе»), то странно, что не заметили, что трио звучит как полноценный состав. Это — одна из моих функций как бас-гитариста. Соединить барабаны с гитарой так, чтобы не было ощущения «пустоты» или нехватки инструментов. Соревноваться в скорости исполнения ради скорости я считаю полной глупостью. Если Вас интересует, с какой скоростью я играю, возьмите песню «Круиза» «Culture Shock». Там есть бас-гитарное соло, старику Харрису думаю далековато… (впрочем, ничего личного). Опять же, если вспоминать концерты «Круиза», я играл соло на восьмиструнном (!!!) басу. О существовании такого инструмента многие просто не знают. Тоже интересно — чтобы Харрис на нем смог исполнить? Да что я все к Харрису цепляюсь! Что касается Ди Майо, фантастический — нет — феерический басист. Но знаете, парадокс — я не хочу быть ни Харрисом, ни Майо, ни Вутоном, ни Пупкиным. Я хочу быть самим собой, чего и Вам желаю.
Я думаю, это вообще проблема нашей Российской музыки. Все хотят быть похожими на кого-то и очень мало людей, кто хочет быть похож на самого себя… Посмотрите MTV. Понимаете, о чем говорю? А мне за Державу обидно!
Вопрос немного наивный, но все же. Многие, но не все, бас-гитаристы начинали не с баса, а с гитары. Были и те, что со скирипки. Опять же многие играют и на «шестиструнках», если того требуют обстоятельства. Я, например, основное время трачу именно на шестиструнное свое существо. А Вы? Вы как начинали учиться, и как путь бас-гитариста прокладывали среди массы просто гитаристов? (Pooll)
ФВ: Начинал я учиться музыке как все маленькие дети, когда их в первом классе родители отдают в музыкальную школу. Поэтому, пока учился в обычной средней школе, заодно закончил еще две музыкальные. Но бас-гитара — это точно такой же инструмент, как и любой другой и, кстати, я и на обычной-то гитаре не очень хорошо играю. Это совершенно разные инструменты. Знаете, я когда учился в Гнесинке, там не очень хорошо успевающих иногда переводили на бас-гитару. Искренне надеюсь, что теперь такого не происходит. А прокладывать-то, в общем, ничего и не пришлось, просто нужно больше заниматься на инструменте и стараться как можно больше играть в группах, потому что занятия занятиями, а практика игры в группе это то, зачем вы занимаетесь на инструменте вообще.
Уважаемый Федор! Скажите, пожалуйста, если появятся серьезные предложения о возрождении легендарного трио Круиз в составе Гаина-Ефимов-Васильев и первые двое дадут свое согласие, будете ли Вы в этом участвовать? (Alex)
ФВ: Да, в принципе и Валера, и Сергей, и я все уже давно хотим сделать несколько концертов в стране. Только для этого требуются некоторые капвложения. И всё. Не хотите поучаствовать?
Привет Федор! В своем интервью Валерий сказал, что вскоре в России будут выпущены старые диски «Круиз». В связи с этим вопрос. Я никогда не видел ваших видео тех времен, кроме как в программе «Лестница Якоба». Они вообще есть? Вас снимали? И если они есть, как их можно посмотреть? (Михаил)
ФВ: Да, несколько концертов тогдашнее ЦТ снимало, и я не знаю, остались ли у них архивы с этими концертами. Если нет, то жалко, а то бы я послал кассетку с нашим видео Бритни Спирс, чтоб она угорела от того, как в Советской России больше десяти лет тому назад ставились трюки на «живых» концертах.
Федор, как Вы считаете, басистами становятся, потому что «не тянут» на соло-гитаристов, а играть-то хочется, или как? И стоит ли, с Вашей точки зрения, басисту пытаться продумывать, «наворачивать» свои партии, или достаточно просто создавать основу? (Илья)
ФВ: Да нет же! Бас-гитара — это отдельный, причем самый молодой музыкальный инструмент, который получил такое распространение. И хорошим исполнителем можно стать только в том случае, если полностью отдавать себя любимому инструменту. Тогда инструмент обязательно отблагодарит. А по поводу «наворотов», тут как говориться дело вкуса и задачи, которая стоит перед исполнителем. Но поиски чего-то своего, даже если вы будете создавать основу по-своему, наверно, правильный путь.
А Вы преподаете где-нибудь? (Иван)
ФВ: Официально нет. Но я всегда открыт, насколько позволяет время для помощи молодым исполнителям.
Федор! Большой привет с Украины! Если сбудется мечта всех ваших многочисленых фэнов, и вы соберетесь для тура по бывшему Союзу, знайте: вас ждут в Украине! У меня вопрос. Выступая в Днепропетровске (последний тур), вы все расписались на фото. И Вы, и Гаина правильно (слева направо), а вот автограф Сергея — как зеркальное отражение. Это всегда он так расписывался или это просто шутка? Спасибо. Удачи. (Claus)
ФВ: Да, Сергей — большой оригинал, да еще и по максимуму. Это так Сергей расписывался.
В заключение хочу поблагодарить Олега Павлова, сайт GUITAR STUDIO , спонсора интервью интернет-провайдера BudgetNet, и всех, кто прислал свои вопросы. Если я не смог полностью ответить на все ваши вопросы относительно групп «Черный Кофе» и «Круиз», вы можете посмотреть странички групп в Интернете по адресам http://blackcoffee.ru/ и http://kruiz-gaina.narod.ru соответственно, для того, чтобы мне не пришлось повторять информацию, которая есть там. И если у вас есть еще какие-либо вопросы ко мне, я с удовольствием по возможности на них отвечу — пишите в редакцию сайта GUITAR STUDIO.
Еще раз всем большое спасибо — до встречи!
Искренне ваш,
Федор Васильев.
март 2002