Валерий Гаина отвечает на вопросы читателей сайта GUITAR.RU

Валерий Гаина вряд ли нуждается в представлении. Гитарист-виртуоз, один из первых российских популяризаторов рок-гитары и основатель известнейшей в 80-х годах группы «Круиз» уже долгое время проживает в США, работает в продюсерской компании MG Sonic и преподает в известном институте G.I.T. (Guitar Institute of Technology). Недавно у наших читателей появилась возможность задать Валерию свои вопросы, на которые он любезно согласился ответить.

Редакция сайта Guitar Studio благодарит компанию BudgetNet, ее Генерального директора Владимира Жулего и Олега Павлова за помощь в организации интервью. Если кого-то заинтересует возможность приобрести CD с записями Валерия Гаины в разные периоды его творчества, заказ можно отправить на электронный адрес gain@telsycom.ru.

Валерий Гаина, не могли бы Вы поподробней рассказать о гитаре фирмы Carvin, которая находится в Вашем арсенале и была сделана специально для Вас? Я слышал, что она одна такая в своем роде. Ведь Carvin достаточно хорошая фирма, но плохо что её инструментов мало на территории бывшего СНГ. Кстати Tony MacAlpine тоже играет на семиструнном Carvin. В чем преимущества серийных гитар Carvin перед другими? (Шурик)

Валерий Гаина: В 1991 году я посетил NAMM Show Convention, где работал для фирмы Gibson. Я подошел на стенд Carvin и спросил, можно ли попробовать одну из их гитар. После 5-10 минут игры набежал народ, человек 300-400. И они слушали, как я играл. Тогда менеджер Carvin попросил меня продолжать играть, что я и сделал. Толпа принимала меня очень хорошо, после чего мы договорились что я буду играть каждый день по 30 минут. Все четыре дня прошли очень успешно. После чего они пригласили меня посетить их фирму в Эскондидо. Там мне предложили сделать гитару на мой вкус, плюс два усилителя Carvin и четыре колонки 4х12. Они сделали гитару в течение четырех месяцев.

Эта гитара модели DC-400, Green transparent color, Neck through, 24 Jumbo frets, reverse head stock, Active Electronics, 2 Hambucking Pickups, 2 Vol. Knobs, Bass and Treble control, Fase Switch.

Здравствуйте Валерий! Я большой поклонник Вашего таланта. Мне 27 лет, но хорошо помню Вашу игру в «позднем» Круизе. Вы для меня на одной ступени с Satriani! Где можно достать ваши произведения? (Богдан)

Валерий Гаина и Владимир Бажин (вокалист проекта Gain)ВГ: Привет, Богдан! В последнее время я стал продюсировать поп-музыку типа хип-хопа и R&B, где не использую гитару, как в Круизе. Но я рекомендую тебе послушать Karma, это моя первая группа в Америке. На мой взгляд, это самая лучшая гитарная работа в моей музыкальной карьере. У меня будет свой веб-сайт, где ты сможешь все это услышать. Пока не могу сообщить, когда точно этот сайт будет готов.

Валера, как насчет тряхнуть стариной и прокатиться с концертами Круиза по России? (Олег)

ВГ: Я с удовольствием бы подписался на тур в России, но на сегодняшний день это нелегко организовать.

Как сильно отличаются заграничные гитаристы в своем желании постичь инструмент, их мировоззрение по поводу гитары и т.д.? (Олег)

ВГ: Как и ты знаешь, здесь очень много гитаристов высокого уровня. В эти годы гитара приобрела новое лицо. Никто не стремится быть виртуозом как Steve Vai или Satriani. Музыкальные течения определяют отношение к инструменту. Мне очень трудно сказать, как молодые гитаристы совершенствуют игру сегодня. Но судя по музыке, которую можно услышать, сольная игра не является определяющим моментом в изучении гитары.

Валерий, я из Кишинева. Наверное, Вы помните этот город. В Молдавии выросло немало замечательных гитаристов. Руслан Царану, Ливиу Штирбу, Валерий Гаина… И не только гитаристов. Вы поддерживаете с кем-то отношения? (Владимир)

С.Ефимов, В.Гаина, Ф.Васильев — классический состав КРУИЗА конца 80-хВГ: Я бываю в Молдавии два раза в год и вижу почти всех, кто там играет музыку… Много друзей… Очень радует, что там есть такого уровня музыканты и, более того, новое поколение очень интересное… Много талантов, но жалко, что существует не меньше проблем для того, чтобы эти таланты себя реализовали.

Интересно узнать, насколько реально российскому гитаристу пробиться на сцену США. То есть, какие реальные требования могут быть предъявлены? Существует ли вообще потребность в музыкантах? Или что-то другое? (Дмитрий)

ВГ: Здесь конкуренция очень большая и не важно, откуда ты, ведь в Америке все откуда-то. И у всех есть один и тот же шанс пробиться. Все зависит от таланта и от умения себя продать. Музыкантов больше, чем в них нуждаются.

А не считаете ли вы, что на самом деле музыка, которую никто не слышал, и которая играется зачастую неизвестно где и неизвестно кем (я имею в виду для слушателя), очень часто заслуживает известности не меньше той, что уже её достигла. И если да, то как с этим бороться? (Олег)

ВГ: К сожалению, самая хорошая музыка часто не доходит до ушей слушателей. И это происходит по разным причинам:
1. Нужно уметь пробиваться.
2. Музыкальный стиль не соответствует тому, что продается сейчас на рынке.
3. Нет хорошего менеджера.
4. Имидж артиста не проходит.
5. Исполнитель недостаточно молод.

Нет такого лекарства — «как с этим бороться»!

Уважаемый Валерий! Нет ли планов приехать в Москву и дать несколько концертов здесь? (Михаил)

ВГ: Планы есть. Не знаю, реализуемы ли они. Но спасибо за желание меня увидеть.

Валерий! Вы контактируете со своими бывшими коллегами по Круизу Федором Васильевым и Сергеем Ефимовым. Нет ли планов сделать что-нибудь вместе здесь в России? (Mik)

ВГ: Да, я контактирую с ними, но с Федором больше чем с Сергеем.

Валерий! Не могли бы вы указать ваш сайт или страницу, где можно узнавать все ваши новости? (Mihail)

Первый состав КРУИЗА сер. 80-х. (слева направо) Сергей Сарычев, Александр Монин, Валерий Гаина, Всеволод Королюк, Александр КирницкийВГ: Скоро я сообщу вам этот адрес. Мой сайт сейчас «under construction».

Уважаемый Валерий! Где можно купить или послушать ваши диски, вышедшие в США (групп Карма…)? (Miki)

ВГ: К сожалению, до последнего времени их невозможно было нигде купить, кроме как здесь, в Америке, да и то не везде. В ближайшее время в России заняться этим вопросом обещает спонсор этого интервью — компания BudgetNet. Кстати, там будут и некоторые старые концерты «металлического» Круиза.

Считаете ли вы себя вторым Ингви Мальмстином? (Анатолий)

ВГ: Хороший вопрос. Честно говоря, я об этом не думал. Любовь к инструменту и мысли о том, как это реализовать в музыке, у меня всегда исходили из моей собственной головы. Но если ты считаешь, что я — второй Мальмстин, то искренне благодарю.

Валерий! Меня интересует нотный материал Вашей композиции «Интро» из винилового диска «Круиз», а именно «тепинговые» фразы. Ваши пожелания и рекомендации в этой области. Я работаю в таджикской рок-группе «Парем», наш адрес в Internet listen.at/lifesound. (Алишер)

ВГ: К сожалению, у меня нет нот этого произведения. Мы не писали это на ноты в те времена. В плане рекомендации: играй как можно больше и ищи свой собственный стиль, думай как воплотить свои идеи в музыке, которую ты играешь. Желаю успеха!

Насколько Вы эксплуатируете народную молдавскую музыку? Вопрос не праздный, я слышал молдавские темы в Ваших композициях. (Евгений)

ВГ: Я играл народную музыку на аккордеоне с трех лет, пока не влюбился в рок-н-ролл. Я думаю, что у меня влияние народной музыки всегда было, но я об этом не думал и не задавал себе такой цели.

Жаль, что один из гениев xард-роковой гитары покинул нашу Родину. Мне 37 лет и я не пропускал ни одного концерта. Почему не переиздают альбомы «металлического» периода «Круиза»? Ваши шоу поражали! Сейчас таких нет! Не хотели бы прокатиться по России с возрождением своих спектаклей? С пауками, огромными декорациями и т.д. Я надеюсь, пальцы ваши всё такие же быстрые и мелодии такие же энергичные? Здоровья и успехов! (Игорь)

ВГ: Игорь, спасибо за любовь к нашей музыке и шоу. Я очень сожалею, что таких шоу нет, видимо времена другие. По поводу моего отъезда из России — я не знал, что связи прервутся. Фактически, никто из музыкального бизнеса того времени не предложил мне какой-нибудь бизнес или тур, кроме моих друзей из Молдавии, где я выступал дважды в 1995 и на Новый Год в 2000 году. Это, наверное, и является ответом на вопрос, почему в России нет таких шоу. Планы приехать в Россию есть, но пока не все ясно.

Выпускаете ли Вы новые альбомы в составе какой-нибудь группы? Есть ли какие-нибудь учебные пособия по игре на электрогитаре именно в Вашем стиле? (Рустам)

ВГ: Сейчас я больше продюсирую разных поп-исполнителей, сочиняю песни, делаю аранжировки и микширование. Разумеется, я играю на всех гитарах и программирую синтезаторы. Никаких учебных пособий я, к сожалению, не писал.

Что это за гитара со звездой (а-ля Les Paul), и какие инструменты и оборудование Вы сейчас используете? (Toha)

ВГ: Это и есть Gibson Les Paul, только Custom. По поводу инструментов — это:
1. Gibson Les Pau Custom Limited edition 1987
2. Fender Stratocaster CustomShop 1959 Reisue
3. Fender Telecaster
4. Aria Diamond, Semi Acoustic 1968
5. Aria STG Series 7 string (strat)
6. Carvin DC-400 Custom
7. Washburn StephenExtended Cutawy 29 frets
8. Washburn StephenExtended Cutawy 36 frets
9. Epiphone Bibi King
10. Alvarez 6 string Acoustic 1975
11. Aria 6 string Acoustic
12. Yamaha12 string Acoustic
13. Aria 6 string Nylon/Spanish
14. Taurus 6 string Nylon Spanish
15. Custom 6 string Nylon / Spanish

Хочу поблагодарить всех за заданные вопросы и за то, что меня помнят и любят! Поздравляю с наступающим Новым Годом! Счастья и здоровья! До новых встреч!

декабрь 2001