Статья про «КРУИЗ» из книги Е. Федорова «Рок в нескольких лицах». 1995 год

От одного названия этой группы у юных «металлистов» пальцы автоматически складываются в «козу». Действительно, группа за довольно короткий срок .завоевала любовь огромной армии любителей хард’н’хэви. Как это произошло, рассказал автору Матвей Аничкин в 1987 году.Необходимо сказать, что «металл» (во всяком случае, для многих его поклонников) — это музыка иск­лючительно концертная, которая си­льно проигрывает в записи. Шоу, свет, атрибутика — без этого, по мнению многих «металлистов», хэви довольно здорово тускнеет. Интересно, что ду­мает по этому поводу художествен­ный руководитель группы «Круиз» Матвей Аничкин.

— Я не совсем с этим согласен,— говорит Матвей Аничкин, руководи­тель группы «Круиз»,— потому что «металл» в лучших своих проявлени­ях предполагает заочное знакомство с группой. Ведь недаром во всем мире существует определенный порядок: сначала — запись, потом — концерт. У нас же группы стараются зарабо­тать себе популярность в обратном порядке, что неправильно. Зритель на концерте должен быть неслучайным. Вначале он должен купить пластинку, полюбить музыку той или иной груп­пы, и как следствие этого — он при­ходит на концерт. Если же музыка не нравится, то он, конечно, не пойдет на выступление того или иного ансамб­ля.На мой взгляд, концерт — это сво­еобразный отчет группы об уже про­деланной работе на студии звукоза­писи. Без «заочного» знакомства с творчеством группы на нашей сцене происходят странные веши: зритель приходит впервые на выступление ка­кого-нибудь ансамбля и порой уходит разочарованным, недовольным. И не потому, что музыканты плохо работа­ют, для него этот стиль музыки непо­нятен. Возникают конфликтные си­туации… Пластинка не должна быть апофеозом творчества группы, а, нао­борот, первым словом, заявкой!..

— Но ведь «Круиз» существует уже давно, и что — у него много плас­тинок?

— Увы, увы… «Круиз» родился в 1981 году, за это время вышел один миньон в 1985 году, который был запи­сан в 82-м, и гигант «Рок навсегда».

Вообще творческая судьба «Круи­за» складывалась неровно и не во всем удачно. Например, такая песня, как «Крутится волчок», к которой мы от­носились очень несерьезно, стала хи­том и стремительно разошлась по дискотекам. «Круиз» начали воспри­нимать только как развлекательную группу. Конечно, «Волчок» сослужил нам добрую службу как некий шля­гер этапного характера, но в опреде­ленной мере эта песня исказила кар­тину нашего творчества. В то время мы играли много композиций в сти­листике тяжелого рока, который от­ражал наше истинное лицо. Хэви-ме-тал появился в нашей музыке значи­тельно позднее…

Коллектив, из которого возник «Круиз», назывался «Молодые голо­са». В 1978 году в этот ансамбль при­ходит несколько музыкантов, которые впоследствии вошли в состав «Круи­за»: Валерий Гаина, Александр Мо-нин, Александр Керницкий, Всеволод Королюк. Художественным руково­дителем и клавишником был Матвей Аничкин. Группа в том же году стала лауреатом Всероссийского фестиваля в Сочи в жанре ВИА. В 1980 году ан­самбль показывает музыкальный спектакль «Звездный скиталец» на музыку Валерия Гаины и Матвея Аничкина. Это музыкальное пятиде­сятиминутное действо предопредели­ло все последующее творчество груп­пы. С 1981 года за «клавиши» прихо­дит Сергей Сарычев. Таким был пер­вый состав «Круиза».

В 1982 году по опросу читателей многих газет группа обретает статус «открытия года», «самой популярной группы года» и так далее. Записыва­ются магнитофонные концерты «Спа­сательный круг» и «Послушай, чело­век», которые пользуются большой популярностью у огромного количест­ва любителей рок-музыки. В составе коллектива начинают происходить из­менения. С интервалом в несколько месяцев из него уходят Сарычев, Кер­ницкий, Королюк. В группу приходятЧелнусов, Безуглый, Кузмичев и Ка­пустин…

Нужно сказать, что «Круиз», как любая интересная группа, стал хоро­шей школой для многих талантливых рок-музыкантов. Например, Сергей Сарычев успешно продолжает музы­кальную карьеру в качестве руково­дителя «Альфы», а Григорий Безуг­лый — лидер-гитарист ныне популяр­ной группы «ЭВМ». В том же коллек­тиве выступает интересный, самобыт­ный певец Александр Монин. Словом, популярность «Круиза» начала 80-х не случайна. Она обусловливалась присутствием в группе музыкантов, каждый из которых был яркой твор­ческой индивидуальностью. Отсю­да — свой почерк, своя манера.

1983 год был нелегким для многих рок-музыкантов. «Круиз», работав­ший в стиле хард-рок, попал под «об­стрел» критики. В газетах с удивите­льным постоянством появлялись ста­тьи, которые клеймили «Круиз» за «недостатки», имеющие к творчеству весьма косвенное отношение. Крити­ковали за громкость, прически, мане­ру исполнения. Чтобы написать такую статью, не нужно было идти на кон­церт и слушать группу — все дела­лось словно по трафарету…

У музыкантов «Круиза», что назы­вается, опускались руки. Группа дол­го не гастролирует, испытывает слож­ности организационного характера, а как следствие — творческий разлад. В довершение ко всему появляется «легендарный» приказ Главного уп­равления культуры, согласно которо­му группы должны исполнять только двадцать процентов музыки собствен­ного сочинения. В общем, одно к од­ному… К чести музыкантов следует сказать, что «Круиз» умудрился из­бежать этой участи и сохранить соб­ственное лицо. Но не все участники группы выдержали такой прессинг со стороны органов культуры и средств массовой информации. Вновь меняет­ся состав. Одни музыканты сменяют других, но главное — группа идет по пути, предложенному бессменным ли­дером «Круиза» Валерием Гаиной, то есть по пути «утяжеления» музыкаль­ного материала.

За это время рождается музыкаль­ное шоу «Путешествие на воздушном шаре» (1984 год), созданное на осно­ве романтической поэзии Экзюпери, а в 1985 году записывается очередной магнитофонный концерт — работа несколько сумбурная и неровная.

В 1986 году «Круиз» выходит на «линию металла» и сразу же завоевы­вает в этом направлении рок-музыки одну из лидирующих позиций. Мощ­ное, экспрессивное выступление груп­пы на «Рок-панораме-86» заставляет даже противников «хэви» говорить о «Круизе» с уважением. Но о творчест­ве несколько позже…

На 1987 год группа остается в та­ком составе: Валерий Гаина (гитара-вокал). Василий Федоров (бас-гита­ра, вокал), Сергей Ефимов (удар­ные).

Несколько слов о каждом из участ­ников «Круиза». Сергей Ефимов по итогам «Рок-панорамы-86» и хит-па­радов ленинградской «Смены» и «Московского комсомольца» был признан лучшим барабанщиком го­да. Это настоящий фонтан энергии. На концертах не может усидеть спо­койно за ударной установкой. Видно, что Сергей живет в музыке, купается в ней, и смотреть равнодушно на то, с какой самоотдачей он работает, прос­то невозможно. Энергия музыканта буквально выплескивается в зал и вы­зывает у публики ответную реакцию на том же эмоциональном уровне в различных формах выражения своего восхищения и поддержки.

Не менее титулован Валерий Гаина, который, на мой взгляд, стал одним из интереснейших гитаристов сегод­няшнего дня. Виртуозность, с кото­рой он владеет гитарой, вызывает вос­хищение практически у всех любите­лей рок-музыки вне зависимости от вкусов и привязанностей. Его музыка интеллигентна, в ней виден человек

думающий, ищущий, а не просто чем­пион по скоростному передвижению пальцев по гитарному грифу. Гитара Гаины бескомпромиссна и романтич­на, задумчива и строга. Надо доба­вить, что большинство песен «Круи­за» написано именно Валерием.

Самый молодой член «Круиза» — Василий Федоров. Можно сказать, что он и самый профессиональный музыкант в группе с точки зрения об­разования. Он закончил музыкальное училище имени Гнесиных по классу бас-гитары и тромбона и относится к новому поколению рок-музыкантов. Еще чувствуется, что ему трудновато выдерживать темп игры, который дик­тует хэви-метал, но эта трудность пре­одолима.

Думаю, читателям небезынтересно будет узнать, что музыканты группы вообще не употребляют алкогольных напитков и других наркотических средств, причем исключительно по музыкальным убеждениям. Хэви-ме­тал, в их понимании,— это очень че­стная музыка, и если со сцены участ­ники ансамбля говорят о том, как нужно правильно жить, что любить, а что ненавидеть, то должны и сами, в своей личной жизни придерживать­ся тех же правил. Двойственность в их «металле» недопустима.

Группа играет на стыке двух нап­равлений: классик (классический) и спид (скоростной) «металл». Видимо, это обстоятельство повлияло на ха­рактеры музыкантов, включая и их художественного руководителя. Ско­рость, с которой Матвей излагает факты, отвечает на вопросы и прини­мает решения, под стать темпу музы­ки «Круиза».

— В нашей группе — гитарная диктатура,— говорит Аничкин.— Но мы не отказались и от клавишных ин­струментов, которые выполняют функцию «заполнения пустот». Они звучат фоном во время гитарного со­ло, что, конечно, не является отходом ‘ от правил музыки хэви-метал. Это всего лишь музыкальная краска…

Сегодня хэви-метал для музыкан­тов «Круиза» — это лучший способ самовыражения. Очень важно, что мы играем эту музыку не потому, что она модная и пользуется популяр­ностью, а потому, что мы пришли к ней эмпирическим путем, переиграв за всю музыкальную карьеру во мно­гих стилях и направлениях. Был и джаз, и джаз-рок, и то, что называет­ся ВИА… Короче, всякое было. И наш выбор был не случайным, а законо­мерным. Видимо, отсюда и успех.

Все наши музыканты играют во время концертов большие соло: и ги­тарист, и ударник, и бас-гитарист. Каждый показывает свое мастерство наравне с остальными. В других сти­лях, на мой взгляд, роль музыкантов сводится к аккомпанирующей функ­ции… Здесь же — полное равнопра­вие в самовыражении. Поэтому мож­но сказать, что символом сегодняш­него «Круиза» является треуголь­ник — трио музыкантов. Во время концертов мы стараемся оформить это графически. Вся символика выст­раивается вокруг цифры 3 — три сти­хии, три времени (настоящее, про­шедшее и будущее), в геометрии — треугольник — это очень жесткая, постоянная фигура, которая ассоциа­тивно близка нашей музыке.

Но треугольник треугольником, а музыка хэви предполагает наличие в группе сильного вокалиста. Валерий Гаина, который поет сейчас в «Круи­зе», таким голосом, увы, не обладает…

— Конечно, Валера как вокалист меня не удовлетворяет,— говорит Аничкин,— но как Гаина, который поет, устраивает полностью. Наверня­ка можно было бы пригласить специа­льно вокалиста, каким был, скажем, Александр Монин, но таких мы пока не видим. Ведь солист должен не то­лько обладать сильным голосом, но еще и обязан выражать творческое кредо, философию всей группы. Он выходит на переднюю линию и притя­гивает к себе почти все внимание. «Металл» предполагает сильного во-

калиста, но не всегда и не во всех группах. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой коллектив, что он хочет сказать. А предела совер­шенству нет…

Очень трудно приходится «Круизу» да и другим «металлическим» группам с текстами песен. Музыка, как утвер­ждают они, очень открытая, честная, а значит, и слова должны быть соот­ветствующими. Большинство послед­них песен «Круиза» создано Валери­ем Гаиной на стихи Ольги Чайко, но есть в репертуаре и композиции «ста­рого» «Круиза» на стихи Валерия Са-уткина, есть и классическая поэзия. Вообще, дело с текстами в нашей сов­ременной рок-музыке обстоит доволь­но сложно. Так же, как и с атрибути-кой. Особенно у хэви-групп.Вот что думает о внешнем виде му­зыкантов и их поклонников худо­жественный руководитель «Круи­за».

— Считаю, что музыка и атрибу-тика —вещи взаимосвязанные. Одно вытекает из другого. Конечно, можно выйти на сцену в костюмах и галсту­ках, и, наверное, успех определенный будет. Но тогда нужно будет изменить и музыку! Ведь, скажем, фольклорные коллективы не выступают в джинсах и майках, артистки балета — без па­чек. Конечно, можно эксперименти­ровать. Но не думаю, что из этого что-нибудь путное получится. Каждому стилю и направлению присуща своя специфическая атрибутика, просто у «металлистов» она сильно выделяется своей непривычностью.Это естественно. Другое дело, если человек приходит в зал, нацепив «на­пульсник» и пару цепей только для то­го, чтоб покричать и показать «козу». Этому нечего радоваться. Перед нами всего лишь дань моде. Но ведь и в Бо­льшой театр многие приходят, не зная ничего ни об истории музыки, ни о композиторе и даже не получая особо­го удовольствия от услышанного, а только для того, чтобы потом сказать знакомым: «Вчера был в Большом…»Снобизм всегда сопровождал искус­ство.Сегодня «Круиз» выступает в кос­тюмах, в которых металлические де­тали не играют особой роли. Это прос­то модные, очень красивые костюмы. Очень жаль, что атрибутика у многих групп заслоняет собой собственно музыку. Вот это недопустимо. Нельзя путать причину со следствием…Вместе с тем для нас нет мелочей во время выступлений. Это касается все­го: от совершенно определенной рас­становки фонарей на сцене до послед­ней пуговицы на костюме музыкан­тов. Все очень серьезно обсуждается в коллективе и вырабатывается опти­мальный вариант.Мне всегда бывает обидно, когда «металлистов» причисляют к какому-нибудь обособленному социальному слою. Человек, который называет се­бя «металлистом», в моем понимании тот, кто поклоняется прежде всего музыке и рассматривает всю жизнь с точки зрения высокой энергии, зало­женной в хэви-метал, и поэтому он не может делать ничего наполовину: и работать, и любить, и отдыхать. Мне импонирует восприятие жизни на пределе, потому что сегодня инфан­тилизм, обломовщина, перестраховка не отвечают требованиям, диктуемым духом времени. «Металл» объединил мощное энергетическое начало, зало­женное в музыке, и твердую социаль­ную позицию. Поэтому, я думаю, он и пользуется такой популярностью.Для нас — идеальный зритель тот, кто счастлив от встречи с «Круизом», тот, кто бурно, экспрессивно реаги­рует на каждую песню, но и тот, кто воспринимает наше творчество не то­лько на эмоциональном уровне, но и на интеллектуальном. Слушатели дол­жны, как и мы, верить в то, о чем поет­ся, должны занимать активную жиз­ненную позицию. Словом, если гово­рить проще, то «металл» — это при­зыв к действию созидательному, чест­ному, бескомпромиссному.И поэтому это направление жизнеспособно на нашей эстраде. Конечно, трудно говорить о перспективах раз­вития «металла», но можно сказать совершенно определенно, что такая музыка нужна нашей молодежи. Су­жу об этом по концертам. Правда, огорчает, что на десять «металлистов» по одежке приходится лишь двое, ко­торые по-настоящему знают и любят нашу музыку и воспринимают ее, как она того заслуживает, а не только как повод повеселиться в компании себе подобных. Но количество настоящих поклонников «металла» растет. Ко­нечно, через пять-десять лет музыка, вероятно, будет называться как-ни­будь иначе, но само направление не может угаснуть.«Металл» существует с 70-х годов. Уже тогда были группы, которые на­зывали себя «хэви-метал». По своему «накалу» они не вписывались в общее увлечение музыкой а-ля «Beatles». Темп нашей жизни определяет и му­зыкальный темп.Я не считаю хэви-метал какой-то музыкальной новацией. Просто когда в хард-роке появились новые момен­ты, например, иное инструментальное изложение, небывалая скорость игры, другая ритмическая структура, то сразу же к таким произведениям при­клеили ярлык — хэви-метал. С новым ярлыком, как известно, товар лучше продается. Это на Западе. У нас же «металл» популярен совсем по другим причинам, о которых я уже говорил. Добавлю только, что со своей энерге­тикой он несколько «давит» на дру­гие стили. А тут еще и ажиотаж вок­руг этого направления, которое по своей яркости не могло не привлечь внимания молодых. Я надеюсь, что это внимание не будет ограничивать­ся восприятием на «уровне ног», а дойдет и до головы. Потому что «ме­талл» — это не та музыка, под кото­рую можно беседовать или обедать. Он требует концентрации всего вни­мания, всех эмоций. Нужно только направить их в нужное русло. Этим, собственно, «Круиз» и занимается.